Стороны общения

Стороны в общении тесно связаны. Всего выделяют три аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между этими аспектами общения весьма символичны и часто сливаются и дополняют друг друга. Аспекты общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и как особой деятельности. Коммуникативное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательный и формальный. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный – в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.

storony-obshcheniia

Перцептивная сторона общения

Аспекты общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивная, состоящая из потребностей индивидов в совместной деятельности и коммуникативная, заключающаяся в обмене информацией.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс, являющийся обязательным компонентом общения и основанный на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает как личность в общении. По внешнему аспекту поведения субъект «прочитывает» собеседника, так сказать, расшифровывая смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие при взаимодействии. Имеют регулирующую функцию. В процессе узнавания одного субъекта другим одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмысления хода его действий и понимания стратегии преобразования поведения, в результате чего формируется стратегия его собственного поведения построен. В процессе коммуникативного взаимодействия возникает восприятие физических особенностей и поведенческих реакций субъекта, т.е вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, чувствах, мыслях, способностях, установках и т д. Кроме того, вырабатывается также представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Иными словами, восприятие другого индивида предполагает восприятие его внешних данных, сопоставление их с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами естественно происходит с двух или более сторон, поскольку каждый из собеседников относится к другому. Поэтому при разработке плана взаимодействия каждый говорящий должен учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров в ходе оценки другого стремится выстроить определенную систему интерпретации поведения оппонента, особенно его причин. В повседневной жизни люди не понимают истинных причин чужого поведения или понимают, но недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают причины поведения другим людям, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Поэтому внешний вид, речь и поведение очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост личности и ее успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно связаны друг с другом. Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринятую информацию способствует эффективной аргументации, нахождению необходимых аргументов, что приводит к результативности беседы.

Основные аспекты коммуникативного процесса служат для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого из элементов. Современная социальная психология утверждает, что следует уделять больше внимания аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с особенностями рефлексии и отношений, которые складываются в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны коммуникативного процесса характеризуют основные компоненты коммуникации. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любого общения зависят от потребности индивидов в совместной деятельности. Общение всегда должно предполагать определенный результат — изменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, регулирующих отношения между субъектами и образующих определенную систему. О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует одинаковая реакция общества на то или иное действие, отличное от действий других. Сфера применения социальных норм достаточно широка – от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивается правилами начального воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, одновременно помогает регламентировать действия, подвергает их оценке и разделению на уместные и неуместные нормы. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется по репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Роль – это нормативно утвержденная модель поведения, которую общество ожидает от каждого, кто занимает то или иное социальное положение. К таким позициям относятся возраст, должность и т д. Каждая роль, которую занимает субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям других. Каждый индивидуум может выступать в разных ролях (несколько позиций), что часто приводит к ролевому конфликту. Взаимодействие между субъектами, выполняющими разные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности общения является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться разногласиями между субъектами и бизнесом, различиями личных и прагматических интересов. В то же время отличительной особенностью конфликтных ситуаций второго типа является усиление эмоциональной напряженности. Причинами возникновения конфликтных ситуаций являются также смысловые барьеры в общении, препятствующие установлению успешного взаимодействия между говорящими. Смысловой барьер в коммуникативном взаимодействии – это несоответствие смысла высказываемых просьб, требований, распоряжений участникам общения, что создает препятствие для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Семантические барьеры приобретают все более значительную роль в образовательном и деловом общении. Это связано с разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т д. Поэтому аспекты делового общения делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особое значение для субъекта, как правило, дается ссылка, объединяющая цель деятельности с причинами ее осуществления. Ведь одно и то же действие, слово, обстоятельство может иметь разное значение для разных людей. Поэтому в коммуникативном взаимодействии первостепенное значение имеет умение поставить себя на место другого участника общения.

Коммуникативная сторона общения

В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно имеется в виду его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и т д. Все это вместе можно назвать информацией.

Коммуникацию следует рассматривать не только в контексте отправки и получения информации, так как в ходе коммуникации происходит взаимодействие между активными субъектами, а не простое движение сообщений. Взаимная информация отдельных лиц предполагает установление коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет существенную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принята и понята.

Характер информационного обмена между всеми участниками коммуникации определяется возможностью влиять друг на друга через знаковые системы. Это означает, что обмен информацией влечет за собой обязательное воздействие на партнера по общению. Коммуникативное влияние, возникающее в результате общения, есть не что иное, как влияние психологической природы одного субъекта на другой.

Коммуникативное воздействие в связи с результатом информационного обмена появляется только тогда, когда все участники взаимодействия имеют общую кодовую систему. Однако, даже если они знают значение слов, люди довольно часто понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные социальные и политические детерминанты.

В условиях коммуникативного взаимодействия нередко могут возникать специфические барьеры из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть связано не только с использованием разных языковых систем, но и с более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие взглядов, мировоззрений, мировоззрений. В этом аспекте коммуникативное взаимодействие указывает на то, что существует только одна сторона общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно использовать определение «направление сигнала». Эта концепция позволяет различать осевые и реципрокные коммуникативные процессы. Осевой процесс – это направление сигналов от одного получателя информации, иначе говоря, к отдельным лицам. Реальный процесс – это направление сигналов множеству возможных адресатов.

Информация, передаваемая коммуникатором, может быть побудительной и констатирующей. Побудительный тип сообщений выражается в репликах умоляющего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном активация может выступать в качестве стимула, то есть призыва к действию в нужном направлении и, наоборот, запрета, то есть призыва, не допускающего каких-либо действий, запрета на определенные виды деятельности, а также дестабилизация, то есть рассогласование или срыв отдельных самостоятельных видов деятельности или порядков.

Подтверждающие сообщения выражаются в виде предупреждения или какой-либо информации. Они используются в ряде систем образования и не предполагают прямого преобразования поведения и деятельности, а способствуют этому косвенно. Характер информации может быть разным. Так, например, критерий объективности варьируется от безразличного тона изложения до включения в конструкцию сообщения вполне очевидных элементов убеждения. Вариант сообщения предопределен коммуникатором — лицом, посылающим информацию.

Психология и Психиатрия