Цели общения

Цели общения. Все люди осознают основные потребности человека — вода, пища, сон, безопасность, им придается большое значение. Для человечества эти потребности являются источником нормальной биологической жизни. Но люди также обязаны заботиться о своем психическом здоровье. Общение имеет большое значение для психической гигиены человека. Давно доказано, что если человеку создать условия для полной изоляции от внешнего мира и не дать ему возможности общаться, он постепенно станет психически неуравновешенным. Поэтому вы должны уделять должное внимание качеству вашего общения. Благодаря им люди становятся социальными существами, а не только биологическими. Взаимодействие в общении позволяет достичь личной цели.

tseli-obshcheniia

Цель общения между людьми часто состоит в том, чтобы они точно знали, зачем им нужно общаться с этим конкретным человеком.

Содержание цели и средства общения выполняют смысл самого процесса общения. То есть содержание цели и средства общения психология объясняет так: это то, ради чего люди вступают в контакт и как это происходит. С помощью делового общения люди учатся понимать, как устроены социально-экономические рыночные отношения. Люди, находящиеся в деловом общении, находятся в иерархической структуре, находятся на своем определенном уровне, подчиняются одному человеку или отдают приказы другому, хорошо осознают, насколько сложны общественные отношения, и это способствует их социализации в обществе. Сотрудники компании приобретают опыт знания всех координационных процессов в обществе, они видят, как они могут изменить условия, чтобы с помощью этих изменений добиться большего успеха, достичь всех поставленных целей.

Цели и задачи общения

Люди всегда так или иначе ставят перед собой определенные цели. Цель в работе, в учебе, в соревнованиях – это и цель общения между людьми. В связи с тем, что человек настроен на коллективистский лад, бывает, что ему просто необходим диалог, он хочет поговорить по душам, без видимой причины, и он действительно верит, что в этом, как у него нет цели, то окончательного результата от разговора нет. Но на самом деле даже обычное желание просто поговорить — это тоже цель, точнее цель сама по себе, общение ради общения (с родными, друзьями). Наверное, такая простая причина очень важна, ведь здесь человек не использует другого человека для достижения определенной цели, а получает удовольствие от самого процесса.

Каковы цели общения? В общении реализуются и другие цели, их вообще просто очень много, просто назвать все их, наверное, невозможно, можно только обобщать, ведь цель — это конкретная идея, которой человек руководствуется в своих действиях, дела, мысли.

Психология делит основные цели общения на личные и групповые, социальные, эстетические, познавательные, биологические.

В процессе личного общения человек делится своими проблемами, взглядами, переживаниями и отдает все – взамен он ожидает поддержки, принятия, понимания, именно эта реакция и будет для него целью этого общения. Есть люди, которые общаются с другими, чтобы подтвердить свою индивидуальность, превосходство и доминирование. Они ведут себя нарочито вызывающе, и как только замечают, что собеседник реагирует так, как им нужно (удивлен, испуган, молчит, растерялся) — радуются, потому что достигли цели. Многие ищут спасения, помощи и защиты в общении с другим человеком, некоторые, наоборот, видят своей целью помогать всем бескорыстно (альтруизм).

Целью общения может быть знакомство, желание установить контакты с человеком из-за симпатии или выгоды. При поиске партнера для игры людям также необходимо связаться.

Возможна и групповая цель, например в рабочем коллективе, где сотрудники связаны деловым общением, и у них есть конкретная цель согласно графику работы. Группа школьников или школьников также имеет общую цель, связанную с научной деятельностью. Для спортивной команды целями общения являются командная сплоченность и победа в соревнованиях.

Микрокосм каждого человека является храмом всех его мыслей, создает автономию и уникальность каждого предмета. Поэтому, находясь в общении с людьми, нельзя отрицать тот факт, что характерологические особенности человека влияют на процесс общения. Если собеседники не могут нормально и адекватно воспринимать друг друга, через личную взаимную неприязнь, им будет очень трудно достичь общей цели. Но когда индивидуумы, преодолев собственные предрассудки, растоптавшие собственное эго, все же сохраняют канал связи, у них есть возможность вместе создать необычайную силу. Энергия двух людей сливается и становится одной и сильной, а если есть группа, то скопление всей их энергии образует огромную силу. Благодаря такому процессу, как общение, люди научились жить вместе, развиваться и выживать в природе, и цели группы достигались, и потребности каждого индивида удовлетворялись.

Цели общения напрямую зависят от типа отношений между субъектами: педагогическое — общение ученика и учителя, в связи с этим цель — учить и учиться, цель управления (подчиненный и начальник), предпринимательское — продавец, имеющий продукт и потребитель, цели, которые дадут им взаимную выгоду, терапевтическая – врач, оказавший помощь, и больной, получивший ее, и многое другое.

В зависимости от особенностей беседы могут быть разные цели и средства общения. Если контакт между людьми происходит напрямую, они используют речь, мимику, подручные предметы для усиления визуализации сказанного. Если опосредованно, то общаются через телефонные звонки, СМС, письма.

Функции и цели общения, психология в связи с этим утверждает, что они определенно зависят друг от друга, таким образом выделяют следующие функции: социальная адаптация (формирование человека как социального существа), передача информации, регуляция отношений друг с другом проявляется экспрессивная функция в обмене чувствами и переживаниями.

Таким образом, функции и цели общения дополняют друг друга, и после выполнения той или иной функции общения выполняется определенная цель.

Цель делового общения

Это деловое общение, которое отличается от обычного общения тем, что имеет определенные рамки, оно ограничено тем, что субъектами здесь являются люди, субъектами общения которых всегда будет объект, связанный с их трудовой деятельностью (решение организационных, управленческих, продуктивные задачи).

В деловом общении цель общения – переговоры.

Цели и средства общения в деловом общении соотносятся с предметом совместной работы. Например, когда компания должна генерировать идеи, используется метод мозгового штурма.

Когда рабочие задачи решены, их решение становится целью всего коллектива, и для этого каждый сотрудник, являющийся субъектом общения, должен приложить свои усилия. Поэтому очень важно, чтобы все участники общения были людьми одного уровня, чтобы свести к минимуму риск недопонимания между ними. Круг профессионалов, решающих бизнес-вопросы, сможет вывести компанию на высший уровень. Если в этот круг каким-то образом попадет человек, практически ничего не знающий о деятельности компании, то он не поставит перед собой групповой цели улучшить организацию и вывести ее на новый уровень возможностей, а тем самым сам сможет подорвать позиции компании репутацию и сбить с толку сотрудников.

Перед отдельными работниками и компанией в целом основными целями коммуникации являются обеспечение оптимальных условий для продуктивных решений и организация общепредметной деятельности. Эти цели описываются очень обобщенно, есть и более конкретные, такими коммуникационными целями являются создание корпоративной культуры, мотивация сотрудников, создание продуктов, создание новых услуг, развитие идей, формирование рабочей силы, набор, обучение персонала, обучение и много вторых. И, конечно же, во всех этих процессах партнеры взаимодействуют, поэтому еще одной важной целью должно быть создание дружественной атмосферы и предотвращение конфликтов.

Даже если в организации сплоченный коллектив, если все знают, что действуют на общее благо компании, каждый сотрудник, кем бы он ни был, является личностью с индивидуальными взглядами и установками. Индивидуальные взгляды, являющиеся частью жизни работника, отражаются в его отношении к труду и в трудовой деятельности. То есть, являясь элементом группы, человек является и личностью, поэтому может преследовать личные цели.

Каждый сотрудник хочет быть защищенным, особенно если его работа связана с опасностью для жизни (шахтер, военнослужащий, сотрудник МЧС), в таких случаях при ведении делового разговора он может попросить дополнительную защиту.

В общении с начальством подчиненный, руководствуясь целью улучшения материального положения и качества жизни, может просить о прибавке к зарплате. Больше шансов на достижение такой цели обеспечат определенные действия в пользу организации, которые будут рассматриваться как повод для повышения заработной платы или выдачи премии. Наряду с повышением заработной платы работник часто ставит перед собой цель повысить свою служебную ступень, вывести его на новый уровень, расширить свои полномочия и снизить иерархическое давление. Когда человек достиг цели повышения своего положения и зарплаты, он одновременно закрепляет новый статус и престиж, стремится повысить свой авторитет.

Каждый работник действует, принимает определенные решения там, где будет наилучший результат для компании и наименьший результат его собственных усилий и затрат в связи с этими действиями. Человек учится сочетать личные и неличные интересы, приспосабливаться к особенностям поведения других коллег, соблюдать нормы компании. По сути, эти правила являются правами собственности. Такие права разделяют чья собственность и какая. На их основе люди действуют определенным образом и делают свой выбор, уважая это и другие права.

Даже если следовать сложившимся в компании правилам и традициям определенного типа взаимодействия в общении, каждый сотрудник будет действовать исходя из своих интересов и выгод. Чаще всего это происходит, когда сотрудник не уверен в своей компании и не боится потерять должность.

В процессе делового общения происходит постоянное взаимовлияние, приспособление друг к другу и к изменениям самих выгод, благодаря чему участники общения предоставляют своим соперникам возможность выбора, действуя при этом в своих личных интересах. Когда меняется характер исполнения, меняются отношения сторон, они меняют свое поведение так, чтобы они соглашались с другими работниками. Здесь, по сути, и заключается механизм делового общения сотрудников — минимальными средствами достигаются собственные цели. Самое главное в этом процессе – рациональный подход, тогда личные и групповые цели будут удовлетворены. Человек, наученный на собственных ошибках, будет полагаться на полученный опыт, и лучше будет оценивать плюсы и минусы вариантов решения проблем.

Когда на встрече обсуждаются формальные вопросы, требующие голосования или решения, участники деловых переговоров будут руководствоваться рациональностью и логикой высказанных мыслей. Не учитываются такие качества, как креативность и интуиция, а также социальные качества лидера.

В деловых отношениях бывает и так, что люди на более высоких уровнях помогают нижестоящим, желая подтянуть их и сделать компанию более успешной. Но есть и такие, которые притворяются, что хотят лучшего, а на самом деле обижают своих сотрудников и пытаются вытеснить их из компании, иногда чтобы лишить их должности, иногда по личным мотивам.

Для достижения целей делового общения в организации должны быть созданы условия, раскрывающие творческий потенциал личности работника, его профессиональные знания, обладая которыми, руководству компании будет гораздо легче относиться к требованиям подчиненных и координировать их личные интересы и цели с целями компании.

Психология и Психиатрия