Функции общения

Коммуникационные функции очень важны для характеристик коммуникации. Ведь общение представляет собой сложнейший многосторонний процесс коммуникативного взаимодействия между человеческими индивидами, заключающийся во взаимном обмене данными, понимании и восприятии партнеров по общению, взаимодействии друг с другом. Коммуникативное взаимодействие сегодня считается одним из основных понятий психологической науки. Вне общения невозможно понять процесс формирования личности индивида, проследить закономерности общественного развития.

funktsii-obshcheniia

Связь многофункциональна. Выделяют пять основных функций коммуникативного взаимодействия. Общение в основном играет связующую роль в общественной деятельности человека. Эта функция называется условно-прагматической и служит важнейшим фактором, объединяющим индивидов в ходе любой совместной деятельности.

Виды и функции общения

Коммуникативное взаимодействие, наряду с внешней простотой, представляет собой сложный многогранный процесс, включающий в себя установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности людей в коллективном взаимодействии. В процессе общения происходит обмен сообщениями, восприятие и понимание партнера. Коммуникативное взаимодействие имеет свою индивидуальную структуру, имеет свои цели, виды и функции.

Психология характеризует уровни, виды, средства и функции общения с разных сторон, что помогает лучше понять механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета особенностей общения очень сложно эффективно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одной из основных характеристик, позволяющих понять саму суть взаимодействия с другим субъектом или обществом.

Виды общения делятся на формальные, примитивные, формально-ролевые, деловые, межличностные, манипулятивные и светские.

Формальное общение предполагает использование привычного поведения (маски) во время общения для сокрытия своих настоящих чувств. При таком общении нет желания понять партнера.

Примитивное общение предполагает взаимную оценку индивидами друг друга как объекта, способного помочь или, наоборот, помешать. При таком общении субъект, получив запрос, прекращает взаимодействие.

Формально-ролевая коммуникация строится на связи между различными социальными ролями.

Деловое общение заключается в учете при общении особенностей личности человека, его настроения. Это общение всегда основано на взаимных деловых интересах.

Межличностное общение основано на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.

Манипулятивная коммуникация получает преимущества посредством общения. Светское общение – это бессмысленное взаимодействие субъектов, где они говорят о том, что необходимо и принято в обществе, а не о своих истинных мыслях.

Коммуникативные функции делятся на внутриличностные, прагматические, формообразующие, развивающие, подтверждающие, организационно-поддерживающие, ассоциативные, разделительные и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция предполагает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит мотивационные причины. Способность влиять на партнеров содержит в себе формирующую и развивающую функции. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Назначение функций организации и поддержания межличностного взаимодействия заключается в установлении и поддержании плодотворных отношений. Функция слияния и отмены облегчает перевод необходимых данных или дифференциацию.

Только поняв механизмы общения, личность сможет по-иному оценить этот важнейший социальный инструмент, с тем чтобы добиться самосовершенствования и достижения целей. Социальные функции общения заключаются в организации совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль поведения и деятельности.

Психология рассматривает коммуникативные функции как основные характеристики, отличающие коммуникативные проявления.

Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения осуществляется посредством обмена сообщениями. В процессе общения субъекты обмениваются информацией, идеями, мыслями, представлениями, интересами, чувствами, настроениями, установками и т д. Но в процессе общения происходит не только простой обмен данными, но и выработка общей сущности , что будет возможно только при наличии концепции и понимания информации. Вот почему каждый коммуникативный процесс сочетает в себе деятельность, непосредственную коммуникацию и, конечно же, познание.

Реализация коммуникативной функции содержит несколько уровней. На первом уровне осуществляется корректировка различий в исходном сознании, изначально доступном вступающим в контакт субъектам. Второй уровень тесно связан с переводом и принятием значений. В этом случае коммуникативное взаимодействие выполняет функции информирования, обучения, своеобразной ориентировки и т д. Третий уровень связан со стремлением субъектов понять взгляды и установки собеседников. На этом уровне общение направлено на выработку оценок достигнутых результатов (например, согласие-несогласие).

В структуре коммуникативного взаимодействия выделяют такие элементы, как адреса, адресат, сообщение, код, цель, канал связи и результат. Отправитель – лицо, отправляющее сообщение, т.е субъект общения. Адресат – это лицо, которому отправляется сообщение. Сообщение – это информация, которая передает содержание. Код — это форма, в которой идеи и цели выражаются в виде сообщения. Такой код может содержать вербальные средства, математические символы, невербальные средства. Вербальные средства – это речь, основанная на языковых системах.

Функции языка в общении заключаются в возможности полноценного коммуникативного взаимодействия человека с себе подобными. Целью коммуникативного взаимодействия является мотив отправки сообщения (почему оно отправляется). Канал связи означает средство, обеспечивающее связь между адресатом и адресатом. Таким каналом связи может быть речь, информационные доски, общение в эфире и т д. Результатом является конечный результат общения, т.е то, что достигается в конце общения.

С позиции перевода и понимания смысла информации такая схема, как адреса-сообщения-адреса, асимметрична. Так как для самого адресата смысл сообщения предшествует процессу шифрования (высказывания). Ведь у него сначала возникает конкретная идея, которую он потом воплощает в систему знаков. Смысл воспринимаемого сообщения для адресата раскрывается одновременно с декодированием. Отправитель сможет оценить правильность понимания адресатом сути информации только при смене коммуникативных ролей. Иными словами, когда адресат трансформируется в адресата и своей ремаркой представляет, как он понял смысл воспринятой информации.

Функции делового общения

Знание основных функций делового общения поможет добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице и стать успешным.

Выверенное деловое общение между субъектами (начальством, партнерами, сотрудниками) продемонстрирует, насколько хорошо и правильно будет развиваться компания, а проекты будут реализовываться в срок.

Выделяют три основные функции делового общения: информационную, регулятивную, аффективно-коммуникативную. Информационно-коммуникационная функция включает в себя накопление, производство, передачу и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная передача зашифрованных данных между двумя объектами коммуникации. Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Но при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим пониманием. Во время обмена сообщениями могут возникать коммуникативные барьеры, которые могут иметь психологические или социальные предпосылки.

Сама по себе информация, поступающая от коммуникатора, может быть мотивирующей, т е служить побуждением к какому-либо действию, и определять, что происходит в разных образовательных системах.

Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Передача данных возможна только с помощью лингвистических знаков. Это основная функция языка в общении.

Регуляторная коммуникативная функция заключается в коррекции поведения, а также включает в себя способы воздействия на партнера, например внушения или убеждения. То есть характеризует такие коммуникативные компоненты, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием между индивидами, с организацией их коллективной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция заключается в формировании эмоциональной оболочки личности. Другими словами, это процесс принятия и понимания субъектами друг друга.

Все эти коммуникативные функции тесно связаны между собой, гармонично дополняют друг друга и представляют собой коммуникативный процесс в целом.

Функции и структура общения

Человеческий индивид — это социальный индивид, который живет во взаимодействии с другими людьми. Общественная жизнь зарождается, а затем развивается в дальнейшем благодаря наличию зависимостей между индивидами, формирующих условия взаимодействия субъектов друг с другом. Человеческие особи вступают в контакт в результате прямой зависимости друг от друга. Коммуникативное взаимодействие включает в себя действия субъектов, характеризующиеся взаимной направленностью. Социальная коммуникация содержит в себе зависимость индивидов, реализуемую через социальные действия, воплощенную с ориентацией на других людей и ожиданием должного ответа от партнера. В публичном общении выделяют: темы и предмет общения, «Я» — механизм регулирования отношений.

Общение – это специфическая форма отношений между личностью и другими субъектами как членами общества. В общении будут реализовываться социальные контакты с людьми.

Социальная сущность общения заключается в передаче культурных форм, нравственных ориентиров и социального опыта для всего человечества. Ведь только в ходе коммуникативного взаимодействия ребенка с родителями или другими опытными личностями у него зарождается и развивается сознание, а затем и речь. Без общения с другими людьми у детей не сформируется психика и сознание. Общение является одним из важнейших условий формирования и развития личности. Поведение, отношение индивида к своему окружению и к самой себе во многом обусловлено его коммуникативным взаимодействием с другими индивидами.

Структура коммуникативного взаимодействия имеет семь этапов. На первом этапе потребность в общении заставляет индивида вступать в отношения с другими субъектами. Затем идет направленность в задачах и мотивах общения. Третья фаза характеризуется направленностью в личности партнера по общению, которая сменяется планированием содержания и сути его сообщения (объект, как правило, неосознанно представляет себе, какую именно информацию он хочет сказать). На пятом этапе индивид бессознательно (реже сознательно) выбирает те или иные средства общения, речевые высказывания, которые он хочет использовать, решает, как себя вести и как говорить. Шестая фаза предполагает восприятие и оценку ответного поведения собеседника, контроль эффективности общения на основе обратной связи. Последний этап предполагает корректировку направления, модели и стиля, манеры и способов общения.

Психология и Психиатрия