Депривация

Депривация – это состояние психики личности, спровоцированное утратой возможности удовлетворения основных жизненных потребностей и желаний, таких как половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение между ребенком и родителем, либо утрата льгот, условий жизни, известных конкретному лицу. Представленный термин берет свое начало от англоязычного понятия, означающего лишение или утрату. В то же время этот термин имеет негативное значение, явно негативную направленность и сам по себе несет не только утрату, но и лишение чего-то очень значительного и важного.

deprivatsiia

Депривация в психологии означает отсутствие сенсорных раздражителей и социальных мотивов, лишение личности социальных контактов, ярких ощущений и впечатлений. Термин «депривация» родственен (хотя и не тождественен) термину «фрустрация» в содержательно-психологическом смысле. Состояние депривации по сравнению с реакцией фрустрации гораздо более серьезное, болезненное, часто даже личностно деструктивное состояние. Отличается высшей степенью жесткости и постоянства. В ряде бытовых ситуаций и жизненных ситуаций могут быть лишены совершенно разные потребности.

Виды депривации

Устаревшие состояния принято разделять по неудовлетворенной потребности.

Чаще всего выделяют ровно 4 варианта этого состояния психики, в частности: стимульный или сенсорный, когнитивный, эмоциональный и социальный. Большинство авторов придерживаются следующей классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой уменьшение количества сенсорных мотивов или их ограниченное разнообразие и модальность. Сенсорную депривацию часто можно описать термином «обедненная среда», другими словами среда, в которой субъект не получает необходимого количества зрительных раздражителей, слуховых импульсов, тактильных и других раздражителей. Эта среда может сопровождать развитие детей, а может быть включена в повседневную ситуацию взрослого человека.

Когнитивная депривация или депривация смыслов возникает в результате чрезмерно изменчивой, хаотичной структуры внешнего мира, не имеющей четкого порядка и конкретного смысла, что делает невозможным понимание, предвосхищение и контроль происходящего извне.

Когнитивную депривацию еще называют информативной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающему миру. Если человек не получает необходимых данных, представлений об отношениях, существующих между предметами или событиями, он создает «ложные связи», в результате чего у него возникают ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в отсутствии возможности установления интимно-эмоциональной связи с каким-либо человеком или разрыве связи, если она была установлена ​​ранее. С этим типом психического состояния могут столкнуться люди разного возраста. Часто к детям применяют термин «материнская депривация», подчеркивая таким образом важность для младенцев эмоциональной связи с родителем, отсутствие или разрыв которой приводит к цепи психологических расстройств у малышей. Так, например, лишение детей-сирот заключается в отделении от родителей и может быть как материнским, так и отцовским, то есть отцовским.

Социальная депривация или депривация идентичности заключается в ограничении возможностей овладения самостоятельной социальной ролью.

Социальной депривации подвержены дети, проживающие в детских домах или обучающиеся в закрытых образовательных учреждениях, взрослые, изолированные от общества или имеющие ограниченные контакты с другими лицами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, сочетаться и быть следствием другого.

Помимо вышеперечисленных видов депривации, существуют и другие. Например, двигательная депривация возникает, когда человек сталкивается с проблемой ограничения движения из-за травмы или болезни. Этот тип состояния не относится к психическим, но оказывает сильное влияние на психику личности.

Помимо видовой классификации различают формы проявления депривации — явные или скрытые. Явная психическая депривация имеет очевидный характер (например, пребывание человека в социальной изоляции, длительное одиночество, младенец, находящийся в детском доме), то есть в культурном понимании это видимое отклонение от установленной нормы в обществе. Скрытое или частичное не так очевидно. Возникает при внешне благоприятных обстоятельствах, которые тем не менее не дают возможности удовлетворить основные потребности личности.

Таким образом, данная депривация в психологии представляет собой многогранное явление, затрагивающее разные сферы жизни человека.

Депривация сна

Отсутствие или полное лишение возможности удовлетворить базовую потребность во сне. Возникает из-за нарушения сна из-за наличия болезни, в результате сознательного выбора или по принуждению, например в виде пытки. Нередко с помощью преднамеренного лишения сна успешно лечатся депрессивные состояния.

Люди не могут бодрствовать все время. Однако он способен свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в день) — частичному лишению сна.

Полная депривация сна – это процесс лишения сна в течение как минимум нескольких дней.

Существуют также определенные методы использования депривации в качестве лечения. Однако по сей день ведется много споров о полезности депривации в качестве терапевтического средства. Так, например, он приводит к снижению секреции гормона роста, отвечающего за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории превращаются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных стадий. Начальная фаза, продолжительность которой составляет от одного до шести дней, характеризуется постоянной борьбой личности со сном. Люди стараются заснуть на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И самое главное здесь – не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивидуумы стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизвестным и интересным. При выборе нового дела отдавайте предпочтение не монотонной, а более активной профессии. Необходимо понимать, что в начальной фазе человека может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства и плохое самочувствие. В конце начальной фазы плохое самочувствие исчезает. Следующий этап, который длится до десяти дней, – шоковая терапия. Вторая стадия характеризуется нарушениями сознания: люди будут казаться роботами, возможны нарушения восприятия окружающей действительности, а также могут появиться ошибки в познавательной сфере. Например, человек может забыть, что произошло минуту назад, или спутать прошлое с настоящим. Это может быть легкая эйфория. Для этой стадии характерна постоянная бессонница, к которой организм уже приспособился. Работа всех систем ухудшается, а процессы ускоряются. Появляется более отчетливое восприятие мира, ухудшаются чувства. Если продолжать лишать себя сна, наступит третья стадия, считающаяся достаточно опасной для здоровья отдельных лиц. И для него характерно возникновение зрительных галлюцинаций.

Сегодня врачи успешно используют техники депривации сна, чтобы вывести людей из глубочайшей депрессии. Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени, проведенного во сне, и увеличении периода бодрствования.

Лишение сна, как считает большинство врачей, избирательно влияет на определенные участки мозга, ответственные за то, что люди впадают в депрессию.

Сенсорная депривация

Частичная или абсолютная депривация анализатора или нескольких органов чувств от внешнего воздействия называется сенсорной или стимульной депривацией. Простейшим искусственным способом вызвать состояние потери восприятия являются беруши или повязки на глаза, снимающие или уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, одновременно отключающие несколько систем анализатора, например, обонятельные, тактильные, вкусовые и температурные рецепторы.

Лишение стимулов использовалось в различных психологических экспериментах, альтернативной медицине, БДСМ-играх, медитациях и в качестве пыток. Кратковременные периоды депривации оказывают расслабляющее действие, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних раздражителей может спровоцировать чрезмерную тревожность, тревожность, галлюцинации, депрессию и асоциальное поведение.

Исследователи из Университета Макгилла в пятидесятых годах ХХ века предложили добровольцам прожить максимально долгое время в специальной камере, защищающей их от внешних импульсов. Испытуемых помещали в небольшую закрытую комнату в лежачем положении, где все звуки перекрывались монотонным шумом мотора кондиционера. Их руки были помещены в специальные картонные рукава, а глаза закрыты тонированными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Большинство испытуемых не смогли выдержать этот эксперимент более 3 дней. Это связано с обращением сознания человека, лишенного обычных внешних раздражителей, в глубины подсознания, из которых стали появляться довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие галлюцинации испытуемых. Такие мнимые представления пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Это исследование позволило исследователям сделать вывод, что сенсорная стимуляция необходима для нормального развития и функционирования сознания, а лишение сенсорных ощущений приводит к ухудшению психической деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной депривации стимулов будут когнитивные нарушения, а именно память, внимание и мыслительные процессы, тревожность, нарушения цикла сна и бодрствования, перепады настроения от депрессивного состояния к эйфорическому и наоборот, неспособность отличить реальность от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленных симптомов обусловлено не депривацией, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение внешнего воздействия на анализаторы взрослому индивидууму не страшно — это всего лишь изменение условий внешней среды, к которым организм человека легко приспосабливается, перестраивая свою функцию.

Так, например, нехватка продовольствия не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные переживания появляются только у тех лиц, для которых пост непривычен или насильно лишен пищи. Люди, осознанно практикующие лечебное голодание, уже на третий день чувствуют облегчение в теле и легко переносят десятидневное голодание.

Сенсорно-эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в отсутствии возможности установить эмоционально-близкую связь с конкретным человеком или в разрыве установившейся связи. Дети, находящиеся в детском доме, школе-интернате или больнице, часто находятся в нищей среде, что вызывает сенсорную депривацию. Такая среда вредна для людей всех возрастов, но особенно вредна для младенцев.

Многочисленные психологические исследования показали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрасте является наличие достаточного количества внешних впечатлений, так как именно при приеме различной информации из внешней среды и дальнейшей ее обработке происходит тренируются анализаторные системы и соответствующие структуры головного мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с другими людьми, жить, взаимодействовать с социумом является социальной депривацией. Нарушение личных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое выступает патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой неодинаков, что, в свою очередь, устанавливает меру тяжести депривационной ситуации.

Существует несколько форм социальной депривации, различающихся не только степенью жесткости, но и личностью, являющейся инициатором. То есть это некая личность, устанавливающая депривационный характер отношений отдельного человека или группы людей с широким социумом. В соответствии с этим различают следующие варианты социальной депривации: принудительная, принудительная, добровольная и добровольно-принудительная изоляция.

Вынужденная изоляция возникает, когда человек или группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств отрезанными от общества. Такие обстоятельства не зависят ни от их воли, ни от воли общества. Например, экипаж корабля, потерпевшего крушение на необитаемом острове.

Вынужденная изоляция наблюдается, когда общество изолирует индивидуумов независимо от их амбиций и желаний, а часто и вопреки им. Примером такой изоляции являются заключенные исправительных учреждений или закрытых социальных групп, нахождение в которых не предполагает ограничения их прав и не предполагает понижения социального статуса личности (призывники, дети из детских домов).

Добровольная изоляция возникает, когда люди добровольно дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольная вынужденная изоляция имеет место, когда достижение определенной цели, важной для отдельного человека или группы людей, связано с необходимостью значительного ограничения собственных контактов с привычной средой. Например, спортивный интернат.

Человек самое совершенное существо на планете Земля, но в то же время в периоде новорожденности и в младенчестве он самое беспомощное существо, так как у него нет готовых форм поведенческого реагирования.

Депривация детей раннего возраста приводит к снижению их успешности в понимании общества и затруднениям в построении общения с отдельными субъектами и обществом в целом, что в дальнейшем существенно скажется на эффективности их жизнедеятельности.

Кроме того, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без вредных последствий для развивающейся детской психики.

Социальная депривация детей-сирот сильно активизирует формирование нежелательных черт личности, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, зависимость, несамостоятельность, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, приводит к дисгармонии в социальном развитии детей-сирот.

Депривация детей

Недостаток условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные потребности, духовные и психические потребности, в условиях постоянного недостатка может быть хроническим, то есть хронической депривацией. Кроме того, она может быть прерывистой, частичной или спонтанной и зависит от длительности выпадения.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Отсутствие социальных раздражителей и сенсорных раздражителей в процессе развития ребенка приводит к торможению и извращению психического и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы различные раздражители разной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их отсутствие порождает отсутствие стимула.

Неудовлетворительные условия для обучения и овладения различными навыками, неорганизованное устройство внешней среды, не дающее возможности понимать, предвидеть и контролировать происходящее извне, порождают когнитивную депривацию.

Социальные контакты со взрослой средой и в первую очередь с матерью обеспечивают формирование личности, а их недостаток приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на кроху следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ухудшение физического здоровья. Также отмечается задержка развития всех основных параметров.

Материнская депривация не теряет разрушительной силы собственного влияния на все этапы детского развития. В результате материнской депривации искажается отношение маленькой личности к себе, у ребенка могут возникать отторжение собственного тела или аутоагрессия. Кроме того, ребенок лишается возможности налаживать полноценные отношения с другими людьми.

Ограничение возможностей социальной самореализации через усвоение определенных социальных ролей, а также через приобщение к социальным идеям и целям ведет к социальной депривации.

Выраженный результат снижения или нарушения развития малышей, возникающий в результате какой-либо формы депривации, называется госпитализмом.

Психология и Психиатрия