Амбивалентность

Амбивалентность – это конфликтное отношение к объекту или двойное переживание, вызванное индивидуумом или объектом. Иными словами, любой предмет может спровоцировать одновременное возникновение у человека двух антагонистических эмоций. Это понятие ранее было введено Э. Блейлером, который рассматривал амбивалентность личности как ключевой признак наличия шизофрении, вследствие чего выделил три ее формы: интеллектуальную, эмоциональную и вольную.

ambivalentnost

Эмоциональная амбивалентность проявляется в одновременном переживании положительных и отрицательных эмоций по отношению к другому человеку, предмету или событию. Примером проявления амбивалентности могут служить детско-родительские отношения.

Волевая амбивалентность человека проявляется в бесконечном метании между полярными решениями, в невозможности выбора между ними. Часто это приводит к отстранению от выполнения того или иного действия с целью принятия решения.

Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании в его мыслях взаимно антагонистических, противоречивых или взаимоисключающих мнений.

Современник Э. Блейлера З. Фрейд придал понятию человеческой амбивалентности совершенно иной смысл. Он рассматривал ее как одновременное сосуществование двух противоречащих друг другу глубинных мотивов, прежде всего свойственных личности, наиболее фундаментальными из которых являются установка на жизнь и стремление к смерти.

Амбивалентность чувств

Часто можно встретить пары, где царит ревность, где безумная любовь переплетается с ненавистью. Это проявление амбивалентности чувств. Амбивалентность в психологии – это противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое связано с двойственным отношением к субъекту или объекту, объекту, событию и характеризуется как его принятием, так и неприятием, неприятием.

Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен швейцарским психиатром Э. Блейером с целью обозначить двойственные реакции и установки, присущие лицам, страдающим шизофренией, и установки, быстро сменяющие друг друга. Эта концепция вскоре получила более широкое распространение в психологической науке. Амбивалентными стали называть сложные амбивалентные чувства или эмоции, возникающие у субъекта в силу многообразия его потребностей и многогранности явлений, которые непосредственно его окружают, одновременно притягивая и отталкивая, вызывая положительные и отрицательные эмоции.

В соответствии с пониманием З. Фрейда амбивалентность чувств до известных пределов является нормой. В то же время высокая степень тяжести свидетельствует о невротическом состоянии.
Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, выражающим одновременно симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Часто одно из этих чувств может неосознанно подавляться, маскироваться другим. На сегодняшний день в современной психологической науке существует две трактовки этого понятия.

Психоаналитическая теория понимает амбивалентность как сложный комплекс эмоций, которые человек испытывает по отношению к объекту, другому предмету или явлению. Его возникновение считается нормальным по отношению к тем личностям, чья роль в жизни личности неоднозначна. А наличие исключительно положительных эмоций или отрицательных эмоций, то есть однополярность, трактуется как идеализация или проявление обесценивания. Другими словами, психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.

Психиатрия рассматривает амбивалентность как периодическое глобальное изменение отношения личности к тому или иному явлению, личности или предмету. В психоаналитической теории это изменение отношения часто называют «расщеплением эго».

Амбивалентность в психологии – это противоречивые переживания, которые люди испытывают почти одновременно, а не смешанные эмоции и мотивы, переживаемые попеременно.

Эмоциональная амбивалентность, по теории Фрейда, может доминировать на прегенитальной фазе психического становления крохи. При этом наиболее характерным считается, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно.
Блейлер во многом был идеологически близок к психоанализу. Поэтому именно в ней понятие амбивалентности получило свое наиболее подробное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность как компетентный термин Блейлера для обозначения конфликтующих влечений, часто выражающихся у субъектов в форме чувства любви вместе с ненавистью к одному желаемому объекту. В работе по теории интимности Фрейд описал противоречивые влечения, взаимосвязанные и связанные с личной интимной деятельностью.

В ходе изучения фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидов состоит из противоречий. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистических переживаний по отношению к родителю не мешает ему одновременно проявлять и противоположное переживание.

Примеры амбивалентности: младенец может любить родителя, но в то же время желать ему смерти. По Фрейду, если возникает конфликт, то он разрешается за счет смены объекта ребенком и переноса одного из внутренних движений на другого человека.

Термин амбивалентность эмоций использовался основателем психоаналитической теории и при изучении такого феномена, как перенос. Во многих своих работах Фрейд подчеркивал противоречивый характер переноса, который играет положительную роль и в то же время имеет отрицательную направленность. Фрейд утверждал, что перенос по своей сути амбивалентен, поскольку он включает в себя дружеское отношение, то есть положительное, и враждебный аспект, то есть отрицательный, по отношению к психоаналитику.

Понятие амбивалентности позже получило слишком широкое распространение в психологической науке.

Амбивалентность чувств особенно выражена в период полового созревания, так как это время является переломным во взрослении, обусловленным половым созреванием. Амбивалентность и парадоксальность подростка проявляется в череде противоречий в результате кризиса самопознания, преодолевая которые, личность обретает индивидуальность (формирование идентичности). Повышенный эгоцентризм, стремление к неизведанному, незрелость нравственных установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера у подростка являются чертами подросткового возраста и являются факторами риска в формировании виктимного поведения.

Амбивалентность в отношениях

Человеческий индивид — самое сложное существо в экосистеме, вследствие чего гармония и отсутствие противоречий в отношениях являются скорее нормами, к которым стремятся индивиды, нежели характерными чертами их внутренней реальности. Чувства людей часто противоречивы и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно по отношению к одному и тому же человеку. Психологи называют это качество амбивалентностью.

Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруг одновременно испытывает чувство любви наряду с ненавистью к партнеру из-за ревности, или безграничную нежность к собственному ребенку, сочетающуюся с раздражением, вызванным чрезмерной усталостью, или стремлением быть ближе к родителям в сочетании с мечтами о том, что перестанут лезть в жизнь дочери или сына.

Двойственность отношений может в равной степени и беспокоить субъекта, и помогать. Когда оно возникает как противоречие, с одной стороны, между устойчивыми чувствами к живому существу, произведению, явлению, предмету и, с другой стороны, вызываемыми ими кратковременными чувствами, то такая двойственность считается соответствующей нормой.

Такие временные противоречия во взаимоотношениях часто возникают при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым индивиды связаны устойчивыми отношениями со знаком «плюс» и к которым испытывают чувство любви и нежности. Однако в силу разных причин близкое окружение иногда может вызывать у индивидов раздражительность, стремление избегать общения с ними, нередко даже ненависть.

Другими словами, амбивалентность в отношениях — это состояние ума, при котором каждое отношение уравновешивается своей противоположностью. Противопоставление чувств и отношений как психологическое понятие необходимо отличать от наличия смешанных ощущений по отношению к предмету или чувств по отношению к личности. На основе реалистической оценки несовершенства характера объекта, явления или предмета возникают смешанные чувства, при этом амбивалентность представляет собой установку глубокого эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения вытекают из универсального источника и взаимосвязаны.

К. Юнг использовал амбивалентность для характеристики:

— сочетания положительных эмоций и отрицательных ощущений по отношению к предмету, объекту, событию, идее или другому индивидууму (при этом такие эмоции исходят из одного источника и не представляют собой смешение характеристик, свойственных субъекту, на который они направлены);

— интерес к разнообразию, фрагментарности и непостоянству психического (в этом смысле амбивалентность есть лишь одно из состояний личности);

— самоотречение любого положения, описывающего это понятие;

— отношения, в частности, к образам родителей и вообще к архетипическим образам;

— универсальность, так как везде присутствует двойственность.

Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, поскольку в ней бок о бок существует множество взаимоисключающих понятий — добро и зло, успех всегда граничит с поражением, надежда сопровождается отчаянием. Все эти категории призваны уравновешивать друг друга.

Поведенческая амбивалентность обнаруживается в проявлении попеременно двух полярно противоположных мотивов. Например, у многих видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.

Выраженная амбивалентность в поведении может наблюдаться и в реакциях людей на незнакомых лиц. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных чувств: чувство страха вместе с любопытством, желание избежать взаимодействия с ним одновременно с желанием установить контакт.

Ошибочно думать, что противоположные эмоции нейтрализуют, усиливают или ослабляют друг друга. Образует неделимое эмоциональное состояние, антагонистические чувства, но более или менее отчетливо в этой неделимости сохраняет собственную индивидуальность.

Амбивалентность в типичных ситуациях обусловлена ​​тем, что определенные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценностные ориентации личности. Например, человека можно уважать за трудолюбие, но в то же время осуждать за вспыльчивость.

Амбивалентность человека в некоторых ситуациях представляет собой несоответствие между устойчивыми чувствами по отношению к объекту и формируемыми ими ситуативными чувствами. Например, обида возникает в тех случаях, когда эмоционально положительно оцениваемые человеком предметы проявляют к нему невнимание.

Психологи называют высокоамбивалентными испытуемых, которые часто испытывают амбивалентные чувства по поводу того или иного события, а менее амбивалентными называют тех, кто всегда стремится к однозначному мнению.

Многочисленные исследования показывают, что в одних ситуациях высокий уровень амбивалентности необходим, но в то же время в других он будет только мешать.

Психология и Психиатрия