Аграфия

Аграфия – ограничение способности писать, возникающее вследствие нарушения речевых процессов. Аграфия может проявляться в абсолютной потере навыка или в грубом искажении слов, пропуске букв, нарушении соединения слогов или букв в слове. Часто нарушение письма возникает при отсутствии координационной дисфункции в верхних конечностях, на фоне сохранности мыслительной деятельности. Аграфия возникает в результате поражения задних сегментов лобной извилины. У младенцев аграфия является проявлением алалии (несформированной речевой функции), которая возникает вследствие поражения головного мозга. Кроме того, рассматриваемое отклонение отмечается и у детей с речевыми нарушениями, вызванными проблемами в овладении звуковым рядом слова, отклонением в звуковом разборе слов. У взрослых аграфия является проявлением афазии (речевой дисфункции).

agrafiia

Причины аграфии

Письмо считается сложным процессом в психике, так как оно непосредственно связано с процессами психики и восприятия, а кроме того, в нем задействована двигательная сфера.

Что такое Аграфия? Оцениваемое отклонение включает ошибку письма, вызванную отклонением речи при сохранении двигательной функции верхних конечностей. Часто встречающимися факторами, провоцирующими рассматриваемое расстройство, являются дефекты графической символизации и аномалии фонематического восприятия. Как правило, аграфия возникает у малышей, страдающих несформированной устной речью, часто неявной. Они не могут полностью понять звуковой диапазон слова. Дети воспринимают слово только со смысловой точки зрения. Фонема слова не соотносится с речевым значением, поэтому установление буквенно-звуковой ассоциации затруднено.

Основным фактором возникновения рассматриваемого отклонения является поражение коры головного мозга, которое обусловлено следующими причинами: различными опухолевыми процессами, черепно-мозговой травмой, кровоизлиянием в мозг или ишемическим инсультом, инфекционно-воспалительными процессами, токсическим отравлением.

Кроме этих факторов, признаки аграфии у самых маленьких жителей планеты могут появиться из-за родовой травмы. Бывают такие вариации травмы, когда малыш не может научиться говорить, поэтому не умеет писать. Другими словами, алалия сопровождается отклонением в письме.

Аграфия у взрослых сопровождается афазией, характеризующейся утратой способности выражать свои мысли посредством функции устной речи. При этом чаще описываемое расстройство является симптомом другой патологии, а не продолжается как отдельное заболевание.

Симптомы аграфии довольно однообразны. В первую очередь рассматриваемое расстройство проявляется письменными отклонениями, выражающимися либо в полной утрате навыков, либо в нарушении структуры слова, пропуске букв или слогов, неумении соединять отдельные буквы в слоги или слова. Наряду с этим сохраняется интеллектуальная функция, формируются навыки письма.

Виды аграфий

Можно выделить такие разновидности аграфии, как сенсорные и оптические, афферентные и эфферентные двигательные нарушения.

Расстройство буквенно-звукового анализа возникает из-за дефектов фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме заболевания. Его стержневой механизм — аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Основная ошибка представлена ​​растворением всех разновидностей письма, но в первую очередь письма на слух.

Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной утрате способности писать или в серьезных, буквальных абзацах, что выражается в замене восприятия звуков, различающихся акустическими и артикуляционными свойствами.

При сенсорной разновидности аграфии нарушается слуховое письмо и самостоятельное письмо, меньше отклонений наблюдается при копировании. Больной либо записывает букву за буквой, либо копирует написанное.

Афферентно-двигательная форма возникает в результате поражения нижних отделов постцентральной извилины. В операции письма всегда участвуют скрытые артикуляции. В связи с наличием дефектов речевой кинестезии при данном виде аграфии больные утрачивают артикуляционные границы между звуками, сходными по генезису. Центральным проявлением является нарушение записи звуков, сходных по месту и способу образования.

Признаки аграфии такого рода представлены дословными абзацами, выражающимися в замене звуков другими, когда согласные сливаются, встречаются их пропуски, а также отмечаются пропуски в середине слова целыми слогами. При рассматриваемой форме заболевания расстраиваются все разновидности письма, кроме читерства.

Эфферентно-двигательная форма возникает в результате поражения или отклонения функции задних сегментов лобных извилин. Здесь нетрудно писать отдельные буквы. Трудность возникает, когда вы пытаетесь написать целое слово или слог. В основе этих разрывов лежит сбой механизма переключения, иначе говоря, происходит срыв механизмов денервации. Клиническая картина проявляется ошибками в письме вплоть до исчезновения навыков, упорством, перестановками или пропусками букв, недописыванием слов. Затруднения наблюдаются при образовании слов из отдельных букв.

Оптическая форма заболевания возникает вследствие поражения нижних сегментов теменной и затылочной областей коры, интегрирующих зрительный опыт. Это вызывает нарушение восприятия образов букв. Рассматриваемая форма заболевания проявляется преимущественно на альфа-пространственных участках.

Помимо перечисленных вариантов заболевания, аграфию также классифицируют на:

— афазия, появляется при афазии вследствие поражения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом слуховой памяти и аномалиями фонематического слуха;

— чистый, то есть не обусловленный другими синдромами, в результате поражения задних сегментов лобной извилины главного полушария;

— конструктивная, возникающая в результате конструктивной афазии;

— практическая, возникающая на фоне идеальной афазии.

Специфическим видом аграфии являются нарушения письма, обусловленные поражением лобных сегментов, когда письмо страдает одновременно с другими видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь ошибки наблюдаются в большей степени при самостоятельном активном письме из-за сбоев в оформлении, кодировании процесса письма и контроле за написанием писем.

Диагностика и лечение аграфии

Поскольку нарушение функции письма характеризуется яркими клиническими признаками, часто наблюдаемыми в сочетании с другими симптомами, диагностировать рассматриваемую патологию достаточно просто. Диагноз можно поставить сразу после тщательного осмотра неврологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор заболевания. В первую очередь врачи должны определить локализацию аномального очага в головном мозге. После определения локализации источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.

Процедура диагностики начинается с детального опроса взрослых родственников больного. Затем проводят ряд неврологических исследований с использованием специфических методов диагностики, например: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц головного мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование кровообращения), компьютерная (послойное исследование строения органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.

Лечение аграфии характеризуется длительностью. В основе корригирующего эффекта лежит этиологическая терапия, обусловленная происхождением заболевания. Кроме того, особое место в успешной терапии занимают психотерапия, занятия с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика и музыкотерапия. Основой успеха при орфографических нарушениях является: своевременность начала лечения, его многоэтапность и комплексность.

Лечение аграфии предполагает также регулярное обучение навыкам письма, в том числе копирование текста, диктант. Медикаментозная терапия основана на назначении фармакопейных средств, влияющих на улучшение питания головного мозга, активацию его процессов.

Профилактика аграфии в дошкольном возрасте включает в себя ряд речевых упражнений, которые используются с максимальной частотой.

Психология и Психиатрия