Типы конфликтов

Виды конфликтов. Современные социологи и конфликтологи классифицируют конфликты, как правило, по объекту противоборства, то есть по личности или сообществу субъектов, выступающих противниками в противоборстве. Кроме того, конфликты также группируются по характеру их возникновения, по степени остроты, по используемому методу решения и т д. Поскольку каждый день человек сталкивается с людьми с разным воспитанием, системами ценностей, установками, установками, целями, темпераментом, конфронтации неизбежны. Разные люди могут по-разному реагировать на одни и те же утверждения. Поэтому недостаточно знать способы разрешения противоречий, важно также учитывать виды и причины конфликтов, чтобы уметь анализировать ошибки противников, участвующих в противостоянии, и принимать грамотное решение.

tipy-konfliktov

Основные типы конфликтов

Бесспорно утверждение, что каждый субъект должен неоднократно сталкиваться с конфронтационными ситуациями. Конфликтное противостояние встречается в деятельности абсолютно всех социальных коллективов, групп, институтов, во взаимодействии между людьми.

Таким образом, можно выделить четыре основных типа личностных конфликтов:

— конфликт, возникающий в личности;

— конфронтация между личностями;

— противостояние личности и коллектива;

— противостояние между группами.

Внутриличностным конфликтом считается внутреннее состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своего существования, связанное с противоречивыми амбициями, интересами, потребностями личности, порождающими стресс и аффекты. Во внутриличностных противостояниях вовлеченными сторонами выступают разные факторы внутреннего содержания личности, часто противоположные: потребности, ценности, цели, чувства и не другие личности.

Неразрешимым противоречием называют межличностную конфронтацию, которая вызвана несовместимостью взглядов людей, расхождением их интересов, различием целей и потребностей. Описанный тип противостояния считается наиболее распространенным. В разных условиях проявляется по-разному. Так, например, в организациях межличностное противостояние может быть спровоцировано борьбой за ресурсы: производственные площади, рабочую силу, материальные ресурсы. Каждый из противоборствующих соперников считает, что, поскольку ресурсов не хватает, он должен сделать все возможное, чтобы убедить власти предоставить ему имеющиеся ресурсы.

Межличностное противостояние проявляется как столкновение личностей. Поскольку люди имеют разные черты характера, разные взгляды и ценности, они часто не могут ужиться друг с другом. Межличностное противостояние часто возникает в ходе профессионального взаимодействия людей.

В зависимости от мотивирующего аспекта противостояния различают следующие виды межличностных конфликтов:

— конфронтация как агрессивная реакция, возникающая в ответ на блокаду потребности в достижении важных целей трудовой деятельности;

— конфликт, возникающий как агрессивная реакция на блокирование личных потребностей, непосредственно связанных с производственной деятельностью;

— конфронтация, связанная с соблюдением норм, принятых в организации, возникает, когда личные конфликты характеризуются несовместимостью ценностей, убеждений отдельных работников организации, не имеющих непосредственной связи с производственным процессом;

— противостояния субъекта и коллектива возникают, когда индивид занимает позицию, радикально отличную от точки зрения группы. В ходе работы группы формируются групповые нормы, правила поведения, которые должны соблюдаться всеми участниками. Принятие или непринятие предмета группой обеспечивается его соответствием групповым нормам.

Кроме того, ряд психологов в зависимости от реальности конфронтаций или их ложности выделяют следующие виды межличностных конфликтов:

— реальное противостояние, существующее в реальности и адекватно воспринимаемое;

— случайное или условное противостояние в зависимости от меняющихся условий, которые не всегда в достаточной мере осознаются участниками;

— смещенный конфликт, являющийся неявным, но глубоким противоречием;

— ошибочное противостояние между участниками, которые неправильно понимают и интерпретируют вопросы;

— латентная коллизия, то есть еще не существующая в открытом виде (сознательно участниками);

— ложный конфликт возникает в результате ошибок в восприятии или интерпретации, т е не имеет в своей основе объективных факторов.

Конфликт между группами возникает между разными группами, между малыми группами, входящими в состав большого сообщества, между отдельными субъектами, представляющими интересы группы. Часто из-за различий в амбициях функциональные группы в организации начинают вступать в конфликт друг с другом.

Человеческие конфронтации неизбежны, поэтому необходимо изучить тип разрешения конфликтов, позволяющий выбрать оптимальную стратегию поведения в конфронтационной ситуации и эффективно решить проблему.

Р. Килменн и К. Томас выделили следующие виды разрешения конфликтов: конкуренция (соперничество), избегание, адаптация (приспособление), сотрудничество и компромисс.

Конкуренция в первую очередь предполагает удовлетворение собственных потребностей и интересов путем подавления интересов участников противостояния, принуждения соперников к принятию устраивающего личность решения.

Избегание может наблюдаться, когда субъект не отстаивает собственные права и не сотрудничает с участниками противостояния для выработки совместного решения проблемы, иными словами избегает принятия решения.

Адаптация выражается в совместных действиях, где участники не борются за собственные интересы. Этот тип поведения не подходит для использования в ситуациях, когда одна сторона отказывается от своих интересов, а другая не собирается этого делать.

Сотрудничество является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов. Это также самый сложный тип поведения. Реализация требует понимания как участниками противостояния предмета и причин конфликта, наличия возможностей совместного поиска новых вариантов выработки приемлемых для всех участников компромиссов.

Компромисс предполагает некоторую уступку для удовлетворения личных интересов всех вовлеченных сторон.

Типы социальных конфликтов

Под термином «социальный конфликт» социологи часто подразумевают ситуации, предполагающие отклонение между интересами субъектов, в результате чего, защищая такие интересы, сталкиваются друг с другом.

Понятие и типы конфликтов

Социальным противоборством называют открытое противостояние, спор между двумя и более субъектами коммуникативного взаимодействия, в основе которого лежат взаимоисключающие ценностные ориентации, противоположные потребности, несовместимые и противоречивые интересы.

Выделяют следующие основные типы личностных конфликтов:

— конфронтация, то есть неактивное сопротивление участников, характеризующееся противоречивыми социально-экономическими интересами или несовместимыми политическими мотивами (навязывание давления и наличие неразрешимых разногласий);

— соперничество, предполагающее борьбу за признание со стороны общества, коллектива, организацию собственного творческого потенциала и личных достижений (цель противостояния в данном случае — демонстрация превосходства, достижение лучших позиций путем преодоления престижных целей);

— конкуренция, предполагающая получение прибыли, выгоды или доступа к недостаточным ресурсам или дефицитным товарам;

— поединок, предполагающий ориентацию противников исключительно на достижение победы, за счет их разногласий.

Социальные противостояния и конфронтации составляют неотъемлемую часть социального бытия личности. Они превращаются в проблему исключительно в результате своего неконструктивного лидерства или в результате полного отсутствия лидерства. Общие принципы и адекватная стратегия обращения с социальными противоречиями, виды и причины конфликтов определяют конструктивный или деструктивный исход противостояния.

Ключевое значение противостояния заключается в деятельности индивидов в рамках собственной более широкой системы отношений, которая может разрушаться или, наоборот, укрепляться под влиянием противостояния.

Типы конфликтов в организации

Люди, работающие в разных организациях, компаниях, учреждениях, неодинаковы между собой, вследствие чего по-разному воспринимают обстоятельства профессионального функционирования. Разница в восприятии провоцирует появление разногласий во взглядах и различий в позициях.

Понятие и типы конфликтов

В бизнесе конфликты вызываются противоречием между сознательным поведением одного контрагента и интересами другого участника.

Принято считать, что в среднем менеджеры тратят около 20% своего рабочего времени на конфликты и их разрешение. Для того чтобы эффективно справляться с конфликтами, возникающими при взаимодействии субъектов, следует знать, что такое конфликты, виды конфликтов, их примеры, способы возникновения и разрешения.

В зависимости от факторов, провоцирующих возникновение конфронтационной ситуации, социологи выделяют следующие виды: столкновение целей, расхождение во взглядах, конфликт чувств.

Когда цели вступают в противоречие, участники процесса по-разному представляют ожидаемое состояние организации в будущем. Различия во мнениях, противоречивые идеи, разные средства, используемые для решения проблем, представляют собой второй тип. Разрешение конфликтов такого типа требует больше времени, чем решение проблемы, вызванной разными целями. Третий тип возникает в ситуациях, когда стороны характеризуются разными чувствами и эмоциями, составляющими основу их взаимоотношений друг с другом.

Конфликтологи и современные управленцы сходятся во мнении, что любое противостояние в организации не обязательно будет иметь деструктивную функцию (деструктивное противоборство). Конфликт часто имеет положительный эффект в организациях. Такие конфликты называются конструктивными. Даже когда они оказывают негативное влияние на коллектив, нарушая удовлетворение потребностей и общее достижение целей компании, конфликты тем не менее имеют и положительный аспект, например, способствуя раскрытию разнообразия точек зрения, развитию более оптимальная производственная стратегия.

Типы поведения в конфликте

Нахождение двух одинаковых личностей, имеющих совершенно одинаковые привычки, вкусы, сходные интересы, разногласия, столкновения, противоречия, конфронтационные ситуации будут поэтому возникать между личностями в процессе длительного взаимодействия.

Такие ситуации могут повредить существующим отношениям и в то же время обогатить их, способствовать взаимопониманию и укреплению доверия.

Для успешного преодоления существующих противоборств необходимо учитывать типы конфликтов, примеры конфликтного поведения, стили поведенческого реагирования в конфронтационных ситуациях.

Часто люди ведут себя в конфликтных ситуациях единственным образом, к которому привыкли, потому что даже не подозревают, что можно поступить иначе, потому что не знают других способов решения проблем.

Психолог К. Томас сгруппировал все способы поведенческого реагирования на конфронтационные ситуации по двум основным критериям: стремлению личности отстаивать свои интересы (т е ассертивности) и стремлению личности признать интересы другого субъекта. (сотрудничество). На основании вышеперечисленных критериев он выделил пять основных типов поведения в конфронтационной ситуации: соперничество или соперничество, урегулирование или приспособление, уклонение или избегание, сотрудничество и компромисс.

Каждый из описанных типов поведения характеризуется наличием как плюсов, так и негативных черт, может соответствовать требованиям одной ситуации и совершенно не соответствовать другим.

Кроме того, по поведению в конфликтах людей можно разделить на «мыслителей», «деятелей» и «говорящих».

Мыслителям свойственна осторожность в словах и поступках; они больше внимания уделяют обдумыванию стратегии собственного поведения, выстраиванию сложной структуры доказательств своей справедливости и несостоятельности оппонента.

Спортсмены следуют правилу: лучшая защита – это нападение. Им свойственно недооценивать исход противостояния из-за действенности собственных мотивов, стремления добиться желаемого результата любыми средствами.

Для собеседников характерна общительность, вследствие чего они восприимчивы к изменениям эмоционального настроя партнера. Поэтому стараются вовремя сгладить возникшее недопонимание, минимизировать напряжение в отношениях.

Психология и Психиатрия